Единый государственный реестр недвижимости является одним из федеральных ресурсов, ориентированных на содержание полных и актуальных сведений о прошедшем процедуру кадастрового учета недвижимом имуществе.
Исторически осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, как и действия по кадастровому учету объектов недвижимости, носило заявительный характер, что не всегда способствовало формированию полной базы по объектам недвижимости, в том числе о вещных правах на них.
С вступлением в силу с 1 января 2017 г. Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ) в понятие Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) была заложена достоверность содержащихся в нем сведений.
В характеристики объекта недвижимости, относящиеся к дополнительным, в настоящее время могут вноситься изменения на основании решений уполномоченных органов власти, без участия собственника. В качестве примера приведем кадастровую стоимость.
Ведение реестра недвижимости обеспечивается в рамках государственной услуги по проведению кадастрового учета и (или) регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В связи с этим значительное количество документов, необходимых в учетно-регистрационном процессе и находящихся в ведении уполномоченных органов, стали предметом межведомственного информационного, а также электронного взаимодействия.
С реализацией с 1 января 2017 г. положений Закона N 218-ФЗ поменялся не только подход к оформлению прав на недвижимое имущество в плане одновременности проведения кадастрового учета и регистрации прав, но и подход к наполнению необходимыми данными Единого государственного реестра недвижимости.
«Состав сведений, подпадающих под межведомственное информационное взаимодействие в имущественной сфере, достаточно неоднороден. Значителен массив информации, который связан с характеристиками самих объектов недвижимости. Так, в перечень включены такие сведения, как результаты кадастровой оценки объектов недвижимого имущества, установление или изменение разрешенного использования земельных участков, отнесение их к категории земель либо перевод в другую категорию, внесение в ЕГРН сведений о зонах с особыми условиями использования территории. В объеме сведений также содержатся данные о назначении помещений, об отнесении жилого помещения к определенному виду специализированного жилищного фонда», – разъяснила заместитель руководителя Управления Росреестра по Еврейской автономной области Светлана Гришаева.
В процессе принимают участие: органы охраны объектов культурного наследия, которыми передаются сведения об объектах культурного наследия; органы, отвечающие за ведение лесного и водного реестров; оператор федеральной информационной адресной системы (ФИАС) в случае присвоения, изменения или аннулирования адресов объектов недвижимости.
Предусмотрено направление органами местного самоуправления документов для постановки на учет объектов недвижимости как бесхозяйных.
Всего, согласно ч. 1 ст. 32 Закона N 218-ФЗ, органы власти при принятии соответствующих решений (актов) обязаны передавать в орган регистрации прав (Росреестр) установленные 22 вида документов (содержащиеся в них сведения) в целях актуализации и наполнения Единого государственного реестра недвижимости.
«Судебным органам также отведена важная роль в процессе межведомственного информационного взаимодействия в сфере оборота недвижимого имущества. Речь, в частности, идет о направлении документов о признании гражданина недееспособным либо об ограничении его в дееспособности, о наложении ареста или запрета на совершение действий с недвижимостью», – пояснила начальник отдела правового обеспечения, судебной статистики и информатизации суда ЕАО Анна Еренкова.
При этом, в случае, если сведения в отношении объектов недвижимого имущества не актуализированы со стороны уполномоченных органов, любое заинтересованное лицо имеет возможность обратиться в орган регистрации прав с соответствующим заявлением. В рамках рассмотрения такого заявления, в свою очередь, органом регистрации прав будет направляться межведомственный запрос в уполномоченный орган для подтверждения заявляемых изменений и затребования подтверждающих документов.
Учитывая вышеизложенное, межведомственное информационное взаимодействие в сфере оборота недвижимого имущества призвано решить серьезную задачу по повышению оперативности, полноты, достоверности и качества данных Единого государственного реестра недвижимости, сокращая необходимость прямого участия собственника в передаче документов из одной инстанции в другую.